пн-пт: 11:00-20:00
сб-вс: 11:00-18:00
8 Марта - 8 Марта

Барабаны. Часть 3.

Барабаны. Часть 3.

 В средневековой Европе наряду со знаменем и литаврами цилиндрический барабан считался символом армейской чести и доблести и потому являлся наиболее ценным военным трофеем, а убранство барабанов, как и одежда барабанщиков, отличалось красотой и пышностью. При помощи специальных ремней барабанщик прикреплял к себе инструмент и, чтобы довольно длинный корпус барабана (до 60 см.) не мешал при ходьбе, поворачивал его набок под углом 20-45 градусов. Наклонное положение отражено в английском названии:«боковой», «сторонний»(sidedrum). Военное прошлое дало общее название инструментам этой группы:«военные барабаны»(лишь провансальский тамбурин употреблялся только для танца). Объединяют их также общие черты конструкции:цилиндрическая форма корпуса, на который натянуты 2 перепонки, выступающие над кожей обручи и резонансные струны (тароль, малый барабан, военный барабан, провансальский тамбурин),натянутые вдоль внешней стороны нижней мембраны (в некоторых исторических моделях –над верхней) и сообщающие барабану своеобразную «трескучесть»(при ударе перепонки приходит в соприкосновение с плотно прилегающими к ней струнами, производя таким образом «треск»). Предусмотрено отключение струн при помощи отбрасывателя пружин. Металлические пружины, скрученные в виде спирали из проволоки, чувствительные к малейшему колебанию кожи, звучат коротко, четко. Металлические, обвитые шелковой нитью пружины звучат мягче, но достаточно четко и определенно. Жильные (кишковые) струны изготавливаются из кишок животных;их звук раскатистый, полный. Лучшие модели имеют регулятор натяжения, что очень важно:слабо натянутые, провисающие пружины являются причиной неприятного и продолжительного «дребезжания», в перетянутом состоянии они препятствуют свободной вибрации нижней перепонки, отчего звучание лишается глубины, объема. Глушение барабана производится при помощи специального демпфера или накладыванием куска ткани на верхнюю перепонку. Тароль, малый барабан и военный барабан отличаются друг от друга лишь размерами, и средний из них –малый –является универсальным, так как в своих крайних объемах –минимальных и максимальных –он дублирует тароль (минимальный) и военный барабан (максимальный). В пределах каждой разновидности наблюдаются различные комбинации соотношения высоты корпуса и диаметра перепонки. Строй барабана зависит от диаметра и степени натяжения мембраны:перепонка меньшего диаметра звучит выше перепонки большего диаметра, а при одинаковом диаметре выше звучит перепонка с большим натяжением. Глубина корпуса (кадла) влияет на тембр и продолжительность звучания:мелкий барабан звучит весьма определенно, четко, что особенно ценится при игре в помещениях (концертном зале, студии),а инструмент с глубоким корпусом (при том же диаметре) звучит глухо, раскатисто, что требуется при игре на открытом воздухе (именно поэтому военные барабаны делаются с более высоким корпусом, чем у малых барабанов). Наклонное положение является причиной различной постановки для правой и левой рук:если правая рука «захватывает»палку естественным для человека образом –большим и указательным пальцами, то в левую руку палка вкладывается в углубление между этими пальцами;указательный и средний пальцы располагаются под палкой, безымянный и мизинец –под ней. Естественнее было бы держать палку левой рукой таким же способом, как и правой (что и делается многими исполнителями),но эта постановка не пригодна для игры на марше, так как требует абсолютно вертикального положения барабана, что не даст исполнителю возможности передвижения.

Барабанная техника игры включает 2 основных элемента –одиночный и двойной удары, а также различные комбинации того и другого (например, парадидл –англ. Paradiddle) и модификации двойного удара (дробь, тремоло). Дроби подразделяются на «чистые», состоящие из одиночных или двойных ударов, и «заполненные», так называемые мелкие (англ. Crushroll, buzzroll),являющиеся по сути сериями двойных ударов, заполненных, «смягченных»рикошетными ударами каждой из рук –«отдробками»;в результате такого «размельчения»получается ровное непрерывное «жужжание»(пиано) или напряженный рокот (форте);возможна короткая дробь одной рукой –«дробь с прижатием»(англ. Pressroll):тотчас же после удара исполнитель, не прерывая движения, прижимает палочку к мембране, вызывая таким способом серию интенсивных близко один к другому расположенных отдробков. Аппликатура диктуется характером удара (двойной –исполняется одной рукой, форшлаг и т.д.) и исполнительской традицией. Старая русская традиция требует непременного соответствия аппликатуры метрической системе исполняемого произведения (правая рука непременно должна совпадать в своих ударах с сильной долей, левая –со слабой). Другая традиция предполагает поочередные удары обеих рук без учета сильных и слабых долей. Этот метод называется «рука за рукой»(англ. Hand to hand).

Говоря об этнических барабанах стоит упомянуть и такие ударные инструменты, как бубен и литавра. Они также как и барабан относятся к такой группе ударных инструментов, как мембранофоны.

Вообще ударные мембранофоны восходят к цивилизации Шумера;вавилонские фигурки мужчин и женщин с бубнами датируются приблизительно 2000 до н.э.;барабаны, литавры –с глубокой древности были обязательной принадлежностью военной музыки народов Востока. Древние греки, использовавшие в качестве военных инструментов только духовые –флейты и трубы, утверждали, что ударными инструментами пользуются только варвары. Считается, что лишь Александр Македонский ввел барабаны в военную музыку своей армии. Плутарх (1-2 вв.) упоминает литавры парфян, наводившие ужас на врага. Страбон (1 в. до н.э.) указывал, что ударные инструменты из меди (бронзы) использовались как сигнальные персами;в Индии предпочитали и тарелки, и барабаны.

И в наши дни литавры остаются ведущим инструментом ударной группы. Подвергаясь конструктивным усовершенствованиям и обретая в результате этого новые качества, литавры оказались инструментом, способным отвечать художественным требованиям композиторов различных эпох и направлений.

Инструмент представляет собой медный котел (сейчас иногда алюминиевый или даже плексигласовый) полукруглой или параболической формы с натянутой на него и особым образом закрепленной хорошо выделанной телячьей кожей. В некоторых новых моделях кожа заменена пластиком, не реагирующим на атмосферные условия и одинаково плотным во всех своих частях, что весьма существенно.

Инструменты различаются по своим размерам и по способу управления натяжением кожи. Последнее позволяет выделить следующие четыре основные разновидности:

  1. Винтовые литавры (возникновение их относится еще к XVI веку) –с 6-8-ю винтами, равномерно расположенными по окружности инструмента, естественно, требующая значительного времени, так как исполнителю необходимо повернуть каждый из винтов. Понятно также, что перестройка на меньший интервал производится быстрее, чем на более широкий.

  2. Механические литавры, перестраиваемые с помощью одного винта (рычага),что ускорило процесс перестройки.

  3. Вращающиеся литавры –перестройка осуществляется путем поворота инструмента вокруг своей оси. Недостатком этой модели является смещающееся (из-за вращения) место удара палки по коже, что отрицательно отражается на качестве звучания.

  4. Педальные литавры –наиболее современная и совершенная разновидность. Педальный механизм позволяет производить перестройку без помощи рук в кратчайшие доли времени, что дает возможность перестроить инструмент даже непосредственно во время игры на нем.

  5.  

Литавры (в количестве до семи, но чаще три-пять) размещаются вокруг исполнителя обычно в порядке от более низко звучащих, стоящих справа, к меньшим по размерам (и более высоким по звучанию),расположенным слева, или наоборот. Играют на литаврах двумя специальными палками (bacchettediTimpani - ит.) длиной в 30-36 см., с деревянными или пробковыми круглыми головками, обтянутыми фильцем или другим материалом (общим диаметром в 3-4,5 см.),в зависимости от чего они делятся на мягкие (bacchettesoffici –ит.) –если применен войлок, пушистый фильц;средней твердости (bacchettemedie –ит.) –обмотка из плотного фильца, губки, кожи;твердые (bacchettedure –ит.) –изготовленные из дерева или пробки.

Полные, гулкие удары производятся палками с большими головками, для ударов средней силы и в быстром движении более удобны легкие палки с меньшими головками, и, наконец, палки с маленькими головками употребляются для получения наиболее легкой звучности. Таким образом, использование тех или иных палок существенно влияет на окраску звука.

Звук литавр –полный, длящийся до пяти секунд после удара, со значительным количеством призвуков (от колебаний котла),которые приглушая тон, создают иллюзию звучания октавой ниже. Большие по размеру литавры по звуку, естественно, полнее меньших. Необходимо отметить также, что наиболее низкие для каждого инструмента звуки из-за ослабленного натяжения кожи звучат глухо, дрябло, детонируют;чрезмерно высокие –сухо, барабанно. На качество звука влияет также место удара –полноценный звук получается лишь в определенных местах (между краем и центром, ближе к краю). Удар в центр звучит глухо, с повышением до полутона, удар у самого края –также выше, но гулко. Одновременный удар в центр и в край дает понижение на полтона.

На литаврах отлично получаются любые ритмические построения. Чрезвычайно богат динамический диапозон.

Бубен –инструмент, сочетающий в себе мембранное и металлическое звучания, что позволяет трактовать его как переходной между этими категориями ударных инструментов.

На узкий (высотой до 6 см.) цилиндрический корпус с одной стороны натянута и закреплена кожа. В прорезях деревянного корпуса, сделанных иногда в два ряда, на стерженьках помещены свободно болтающиеся парные маленькие металлические бляшки –тарелочки, бряцающие при встряхивании, ударе в бубен и т.п. Величина бубнов колеблется от 15 до 37,5 см. в диаметре, что делает возможным использование, к примеру, «маленького», «среднего», «большого»бубнов.

Динамический диапазон бубна очень велик, на нем хорошо получаются самые разнообразные ритмические последовательности. В сочетании с разнообразием оттенков звучания это создает широкие возможности его использования и в наше время.

Итак, прошло много тысячелетий с тех пор, как первый человек в попытках извлечь звук, стучал палкой по дереву. В процессе эволюции появились кубкообразные барабаны, которые изготавливались из глины, достигая в высоту от 14 до 46 см. Однако прогресс не дремлет, и сейчас изменились не только форма, звучание, но и материал изготовления этнических барабанов, от чего, кстати, может сильно варьироваться цена:от двух до пятнадцати тысяч и более. Как понятно из истории, у каждого этноса есть свои традиционные музыкальные ударные инструменты. Перечислим самые востребованные на данный момент.

Африканские барабаны:

Джембе —западно-африканский барабан в форме кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см),выдолбленный из цельного куска дерева с натянутой кожей антилопы или козы. Играют на джембе ладонями.

Уду —африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из Нигерии. Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков"и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.

Персидские барабаны:

Даф (или Гавал) –Персидский ударный музыкальный инструмент, типа бубна или тамбурина. Несмотря на незамысловатую конструкцию, поражают его богатые динамические возможности:от слегка слышимого шуршания до оглушающего звукового потока. Используется как в классической, так и популярной музыке.

Тонбак (томбак) –иранский традиционный перкуссионный инструмент в форме кубка. Играют на тонбаке пальцами, что характерно в целом для перкуссии восточного происхождения. Звук инструмента, благодаря не слишком сильному натяжению кожи и специфической форме корпуса, богат тембровыми оттенками, наполнен несравненной глубиной и плотностью баса.

Ближневосточные барабаны:

Дарбука (Табла, Darbuka, Darabuka) - главный перкуссионный инструмент Ближнего Востока. Существуют две основные разновидности дарбуки - турецкая, с острым краем и египетская - с закругленным (также ее называют думбеком). Традиционная дарбука изготавливается из глины и натуральной кожи. Но долговечней считаются дарбуки с металлическим корпусом и с пластиковой мембраной, так как такие дарбуки не подвержены погодным влияниям.

Рик –это маленький рамочный барабан, с металлическими тарелочками, расположенными по кругу. Внешне напоминает бубен. Рик создает неповторимый шелестящий звук, из-за чего очень популярен в восточных оркестрах.

Давул –армянский народный музыкальный ударный инструмент, распространенный в Армении и Турции. С двух сторон имеет мембраны из овечьей или козлиной кожи.

Японские барабаны:

Тайко - по конструкции делятся на две группы:бë-дайко, у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и шимэ-дайко, которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати.

Барабаны обретают все большую популярность во всем мире. Ведь эти инструменты представлены в большом ассортименте и доступны любому. А если хочется чего потяжелее да посовременнее, вас выручит ударная установка. Как и перкуссионные инструменты, она обрела свой нынешний вид благодаря результату многолетней деятельности музыкантов, которые искали нужный звук, пытались его извлекать, подбирая нужные форму, объем и материалы. И, соответственно, искали определенный минимум во всей «ударной кухне», которая позволяла бы играть большинство их репертуара. Отсюда и появились стандартные бас-бочка, малый рабочий барабан, которые задают основной ритм;хэд, заполняющий звуковое пространство между бас-бочкой и малым барабаном;и альты, которые используются для сбивок, вставок, переходов, окрашивания ритма.

Ударники всегда востребованы, так что, если хотите стать сердцем музыкальной группы, этот инструмент для вас.

А что касается этнических барабанов —это настоящая находка для тех, кто хочет почувствовать свободу самовыражения и ощутить прилив сил и энергии. К тому же необычность этнических инструментов заключается в самобытном запоминающемся звучании, а также они придадут этнический колорит любому интерьеру и вы точно не останетесь без внимания.

Этнические барабаны именно для тех, кто ищет новые ощущения и состояния. А самое главное, при этом не обязательно быть профессиональным музыкантом, потому что барабаны легки в освоении и не требуют особой музыкальной одаренности. Кроме сноровки и безграничного желания от Вас больше ничего не требуется!

Об этнических барабанах можно писать бесконечно, ведь и история и характерные особенности каждого из них по-своему очень загадочны и интересны. Но писать это одно, а держать в руках этот музыкальный инструмент, слушать его звуки, доверять ему себя, свою душу... это совсем другое.

 "Музыкальный Арсенал" ©