пн-пт: 11:00-20:00
сб-вс: 11:00-18:00
8 Марта - 8 Марта

Барабаны. Часть 2.

Барабаны. Часть 2.

 

Барабаны. Часть 3: musicarsenal.ru/барабаны-часть-3 

 Такие барабаны «говорили»от имени правителя (как у йоруба в Нигерии и др.);сообщали о смерти вождя, созывали от имени вождя на собрания, где сообщались решения власти либо призывали на войну. Сегодня их роль выполняют газеты, и иногда они называются по «имени»таких барабанов или литавр. Так, правительственный вестник Эфиопии, печатавший указы императоров, носит название «Нэгарит-газет»(нэгарит –название эфиопских парных литавр),а газета в одной из провинций Заира (ныне Демократическое Конго) называется «Локоле», как и самый большой барабан (локоле) в этих местах. Обязательно участие барабанов при назначении нового правителя или важных лиц в его управленческом аппарате. Барабанный бой звучал и при торжественных церемониях погребения правителя, особенно в те времена, когда они сопровождались жертвоприношениями.

И сами барабаны наделялись сакральными свойствами. Касаться их и тем более играть на них могли только посвященные:сам вождь, особые сановники или придворные музыканты. Нарушение запрета строго преследовалось. В фольклоре народов конго есть история о том, как раб в отсутствие Нзамби играл на ее барабане и как за это был наказан:«Ты действовал так, словно у тебя нет головы –сказала ему Нзамби. –Вот ты и останешься навсегда безголовым, и отныне весь твой род будет пищей людям».

Не менее важны ритуальные функции барабанов, связанные с традиционными верованиями. Они обязательны при проведении всех обрядов жизненного цикла;обрядов вызывания или изгнания духов во время исцеления и т.д. Существовали закрытые и открытые ритуальные действа. Закрытые связаны с ритуалами тайных обществ или особых празднеств, посвященных «мужским»богам. Непосвященные в таких случаях не имели права не только присутствовать, но и даже выходить из хижин. Редкому иностранцу доводилось слышать звуки таких ритуалов, а тем более видеть их. О таком тайном празднестве у пигмеев Итури Э. Патнем пишет:«Луна только что взошла, и слабый свет ее не мог рассеять мрака на лесной тропе. Немного погодя я услышала, что вновь загремели барабаны, которым вторил глухой звук деревянного инструмента. Раньше я никогда не слышала такой музыки в деревне пигмеев. Она была ужасной и гнетущей. Внезапно среди боя барабанов я услышала новый звук. Он напоминал отчасти мычание коровы, ожидающей дойки, отчасти звук рога, но с более низким тоном. Это был Эсамба (дух леса)».

Иногда по завершении обрядов инициаций устраивались «открытые»церемонии, где обязательно танцы сочетались с боем барабанов. До этого барабаны сопровождали хирургические операции во время инициаций (обрезание, калечение зубов, дефлорацию и т.д.):их бой создавал монотонный ритм, одновременно оказывавший гипнотическое действие и заглушавший невольные стоны. Чаще всего эти празднества устраивались для юношей, но иногда и для девушек.

У йоруба Нигерии каждому божеству или духу (а их насчитывалось свыше 350) посвящался особый гимн –орик в сопровождении барабанов, в котором он восхвалялся и описывались его деятельность и функции. Подобные же описания были сделаны Содербергом у народов бассейна реки Конго. Здесь многие барабаны посвящались отдельным духам –нкиси, а некоторые и сами служили их воплощением. Нередко барабаны покрывались изображениями священных животных, символизирующих умерших правителей или духов –змей, черепах, леопардов, слонов. Это символы силы, мудрости, долголетия, связи со сверхъестественным миром. С обращением с помощью барабанов к духам связано и использование их во время ордалий –«божьих судов», когда обвиняемому давали выпить ядовитое питье и в зависимости от реакции на него человека признавали виновным или оправдывали. У тесо в Уганде особый барабан эмидири с мембраной из кожи варана или ящерицы оповещал о рождении близнецов, которые, как считалось, были связаны с потусторонним миром.

В Восточной Африке у суахили барабаны обязательны и при обрядах инициаций –джандо, и при отправлении культа ветров-духов –пепо, и при исцелениях, когда полагают, что больной одержим духом. Все эти действия называют, как и главный барабан –нгома (впоследствии так стали называться и любые празднества и танцы в сопровождении барабанов). Вот как сами суахили описывали процедуру изгнания духов из больной. Сначала больной давали хорошо пропотеть над термитником со срезанной верхушкой, в который помещали раскаленные камни, по оканчании процедуры ньюнгу («горшок»),«пришло время за пепо приниматься, говорят тогда мганге (знахарю):«Отныне она в твоей власти, зови своих помощниц, устроим мы нгому». Муж в лавку отправляется, покупает ткани –то, что называют «одеждой пепо»:бендера –красного цвета, каники –темного и бафта –белого. Из бендера и бафта шьют шаровары, получаются они красно-белые. В городе либо за городом сооружают хижину, называется она килинге. Вечером приводят больную в килинге, а там уже стоит блюдо, на нем бананы, кусочки сахара, сахарного тростника, сырые яйца, лепешки и иные вкусные вещи. С началом вечерней молитвы на лицо больной наносят разноцветные пятнышки –черные, белые, красные. Затем песню заводят, призывая пепо, чтоб поднялся он к голове ее. Целый час пляска с песней продолжается. Все тело больной содрогаться начинает –значит пепо в движение пришел:тут мганга принимается бормотать что-то, это он с пепо говорит, и слова эти никому непонятны, кроме больной и мганги. Тот велит еще сильней в барабаны бить, больная встает и вместе со всеми в круг идет. Под барабанный бой иные в обморок падают прямо в хижине и домой возвращаются разбитыми и больными, сами нуждаясь в изгнании пепо».

«Нгома продолжается 7 дней, играют его и ночью, и днем. Когда движения пепо, то есть больной, становятся конвульсивными, присутствующие передают ей монетки, но предназначены они не ей, а мганге и музыкантам. Тот, кто пришел посмотреть нгому, обычно захватывает с собой монетки, но это вовсе не обязательно:приносят лишь те, кто пожелает. При каждом ударе барабана больной на голову эти монетки и кладут».

С появлением в Африке ислама и христианства барабаны были восприняты и этими религиями.

У мусульманских народов барабаны или литавры обязательны при отправлении в хаджж, встрече возвратившихся из него, праздновании завершения поста и дня рождения Пророка Мухаммада.

В Эфиопии с момента появления монофизитского христианства кэбэро стали неотъемлемой частью церковной службы, а умение играть на них –обязанностью священнослужителей. В Центральной и Южной Африке многие типы барабанов вошли в литургию афро-христианских сект, «черных церквей». В их сопровождении исполнялись церковные гимны (музыкальные формы которых позднее, в период борьбы за независимость, использовались при создании «песен протеста»).

Не меньшую роль барабаны играли и в светской жизни африканских народов. Они сопровождали у туарегов состязания мехаристов-всадников на верблюдах;в странах Западной Африки и в Судане –соревнования борцов и т.п. Барабаны выполняли и еще одну важную функцию –они были средством передачи информации.

Барабаны (иногда в сочетании со струнными или духовыми) –необходимый и обязательный аккомпанирующий инструмент, используемый хранителями устной исторической традиции или сказителями-певцами. У всех африканских народов, как знакомых системами записей речи, так и бесписьменных, существовали своеобразные устные исторические хроники, которые из поколения в поколение передавали сведения о давнем и недавнем прошлом. Иногда они были закрытым, придворным знанием, иногда –всеобщим;разнились условия и время их пересказов. Так, у куба одни исторические песни могли слышать все желающие;а другие исполнялись только в тесном кругу жен правителя. Иногда же это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях имели распространение различного типа тексты. В Бурунди достоянием династической семьи верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история жила в песнях, поговорках, сказаниях, и рассказывались они всюду и всеми. Подобное же деление было и в Руанде.

Во дворце Абомея (современный Бенин) каждый день в определенный час по звуку барабанов провозглашали имена минувших правителей и воспевали их подвиги. В др. странах рассказы о прошлом звучали лишь в строго определенные обычаями часы и сопровождались торжественными церемониями с барабанами. У куба, йоруба, в Руанде исторические предания рассказывали при интронизации каждого нового правителя.

При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные истории. Именно они были подлинными хранителями традиций, хотя знать их обязаны были все претенденты на престол. Нередко последние, как у куба, при коронации должны были рассказать историю своего народа, а «историки»выступали как экзаменаторы. Обязанность и одновременно право сохранять и передавать исторические знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по сестре в обществах с матрилинейным счетом) внутри довольно замкнутой группы. Однако как ни отличались условия и тексты подобных преданий, общим был принцип пения или речитатива в сопровождении музыкальных инструментов.

В некоторых обществах доколониальной Африки складывались целые наследственные кланы музыкантов, а иногда даже касты музыкантов и певцов. Такие корпорации сложились у ряда народов Центральной и Восточной Африки –куба, ньяруанда, ротсе. Как правило, это были придворные музыканты. Такие же придворные музыканты были и у некоторых народов Западной Африки, например, у акан. Они могли играть за пределами дворцовых комплексов только по специальному разрешению правителя. В других районах музыканты были обязаны выступать при дворе лишь дважды в неделю, а в остальные дни они могли играть на народных праздниках, свадьбах и т.д. На «священных»барабанах предков имели право играть только в дни инициаций или ритуальных празднеств, связанных, например, с календарными обрядами и только ритуальные вожди или жрецы, колдуны и знахари. В Анколе (ныне на территории Уганды) при дворе правителя жили эквевупе, в обязанность которых входило исполнение преданий о вождях и воинах. Здесь сложилась даже определенная специализация:например, песни о войнах 18 в. пели только особые придворные певцы –авабаги. Такие же особые сказители были у зулусов:имбанги, которые исполняли изибанго –поэмы в честь героев. Особые группы певцов –маланго, магаи или манджу были у суахили на побережье Восточной Африки:исполнители поэм танд и машаири. На побережье Гвинейского залива выделение таких групп зашло еще дальше. В Бенине музыканты составляли одну из 40 ремесленных корпораций. У йоруба общества «плясунов»и «барабанщиков»существуют и поныне.

Настоящие касты со строгой эндогамией оформились у многих народов Западной Африки. Как правило, они занимали относительно низкое место в социальной иерархии. Здесь не было собственно музыкантов. Музыка служила сопровождением, аккомпанементом к рассказам о прошлом, героическим сказаниям, а музыкант одновременно был рассказчиком, и хранителем традиций. Во многих странах Африки их называют собирательным термином «гриоты», хотя у каждого народа есть и собственные названия лиц этой профессии.

Барабаны изображены на гербах многих стран Африки.

Барабаны в форме песочных часов –один из распространенных инструментов Древней Индии (Дамару). Его изображения появляются на печатях, найденных при раскопках городов протоиндийской цивилизации –Мохенджодаро, Хараппа. Из Индии он проник в Среднюю Азию и Китай. В 3-4 вв. его изображения появляются на памятниках Афрасиаба и Хорезма, он встречается на настенных росписях Топрак-кала.

В регионе Восточной Азии наиболее ранние образцы барабанов найдены при раскопках в Китае;они датируются эпохой Шан (16 в. до н.э. –1066 до н.э.). В надписях на костях того же времени встречается специальный иероглиф, обозначающий барабан. Предполагается, что барабан в виде трипода, обтянутого кожей-мембраной, был известен и ранее в эпоху Ся (до 16 в. до н.э.).

В письменных источниках, относящихся к эпохе Чжоу (1066 –221 до н.э.),встречается свыше 30 названий разновидностей барабанов (общее китайское обозначение барабанов –гу),имеющих разные формы и различное назначение. В конфуцианском трактате «Лицзи»имеются 2 фрагмента нотации партий барабанов из музыки придворных торжественных обедов.

Начиная с эпохи династий Цинь и Хань (206 до н.э. –220 н.э.) и в эпоху Северных и Южных династий (420 –581) барабаны становятся обязательными инструментами почти в любых оркестрах, к этому времени относится появление различных малых барабанов. На дошедших до нашего времени пещерных фресках и погребальных барельефах с изображением музыкальных сцен всегда встречаются музыканты, играющие на барабанах.

В эпоху династий Суй (581 –618) и Тан (618 –907) –период интенсивного культурного обмена с регионами, расположенными западнее Китая, китайский инструментарий обогатился еще сотней видов барабанов, заимствованных из восточной части Туркестана, Средней Азии, Среднего Востока и Индии. Барабаны повсеместно применялись в придворной, храмовой и народной музыке.

В правление династий Сун (960 –1280) и Юань (1280 –1368) в связи с бурным развитием музыкальной драмы появился ряд новых барабанов, вошедших в театральный оркестр.

В эпоху династий Мин (1368 –1644) и Цин (1644 –1911) и в 20 в. барабан широко применялся в музыкальных драмах, песенно-повествовательном искусстве, песенно-танцевальной музыке, местных инструментальных ансамблях, а также в буддийской и даосской храмовой музыке. Барабаны являлись также обязательными на праздниках и народных гуляниях. Число используемых в Китае в кон. 20 в. разновидностей барабанов доходило до 100.

По преданию, легендарный древне-китайский правитель Яо вывешивал барабан у ворот дворца, чтобы подающие жалобу царю ударяли в него, оповещая о своем желании. В Китае существует поверье:чем громче гремят барабаны, тем лучше взойдут весной растения. Звуки барабанов считались «звуками весны».

Многие виды китайских барабанов в разные эпохи были заимствованы культурами Кореи и Японии (Дадайко, Коцудзуми, Оцудзуми, Тайко),отчасти –Вьетнама.

Во Вьетнаме общее название барабанов –чонг/кай чонг (caitrong). Известно несколько разновидностей бочонкообразных барабанов, среди которых горизонтальный (подвешиваемый) 2-сторонний чонг длиной 50-80 см. с диаметром мембран 40-50 см., по которому ударяют большими палками (аналогичен тайскому тапхан);чонг бат ня (trongbatnha),сопровождающий буддийские песнопения. Среди цилиндрических барабанов малый 2-сторонний барабан чонг зе (trongde),по которому ударяют двумя палочками, используемый в народном театре хат тео;малый барабан чонг тяу (trongchau) с диаметром мембран около 14 см. Удары в чонг тяу длинной палочкой (30 см.) заменяли аплодисменты на концертах певиц хат а дао:12 ударов по корпусу обозначали вызов певиц и музыкантов, 9 ударов по мембране –приглашение артистов к готовности начать выступление, 2 удара по мембране –для ускорения начала концерта, 5-6 ударов по мембране, следующих за одним ударом по корпусу –для удаления со сцены посредственной певицы;в качестве аплодисментов удачным пассажам певицы публика начинала ритмически поддерживать ее пение ударами в барабан, на котором также играют палочкой (или двумя палочками),- чонг бок (caitrongboc). Чонг ком аналогичен индийской мридангу. Вьетнамское обозначение бронзовых барабанов –чонг донг (trongdong).

Одной из древних функций барабанов была времяизмерительная. Так, в доколониальной Бирме (ныне Мьянма) ударами большого барабана бахоу отмечали три ночные стражи (с 18 до 21 ч., с 21 до 24 час. и 24-3 час.). В королевском же дворце бахоу отбивал каждые 3 часа. Подобный обычай был известен и в средневековом Китае (где удары барабанов чередовались с ударами колокола).

Барабан использовался и в буддийских обрядах. Так, в Мьянме во время подношения даров и пострижения в послушники бьют в барабан бьози (длина его корпуса свыше 90 см., диаметр около 60 см.).

В Океании можно выделить 2 основные разновидности барабанов.

  1. 1-сторонние, без дна, цилиндрической или «приталенной»формы;малые и большие. Распространены в Новой Гвинеи и на некоторых островах Меланезии.

  2.  

    Общераспространённое название барабанов на языке пиджин-инглиш –кунду (kundu). В местных языках и диалектах имеются свои названия инструмента и отдельных его частей. Барабаны изготавливаются из цельной части ствола только что упавшего дерева, слегка просушенного;снаружи ствол хорошо обрабатывается в форме цилиндра или песочных часов (с разной степенью сужения к середине),иногда полируется;ручки (не обязательные) вырезаются в том же куске дерева. После обработки поверхности (не ожидая полного высыхания ствола) внутренность выжигают с обоих концов путем вдувания мелкого раскаленного угля через бамбуковую трубку. Мембрану из шкуры мелкого кенгуру, ящерицы или большой змеи (на некоторых островах –больших рыб) приклеивают к отверстию (выбирают сторону корневой части ствола) соком дерева или печеным таро и на время высыхания клея туго закрепляют плетеной лентой. Поверхность сохраняет натуральный коричневый цвет либо окрашивается в черный цвет. Длина кадла большого барабана –до 1 м., среднего –60-70 см., малого –30-35 см.;средний диаметр –до 16 см.

Наружная часть барабана и ручка часто украшены резным геометрическим орнаментом:треугольниками, волнистыми линиями, зигзагами и т.п., а также изображениями человеческих лиц, дюгоней, рыб, крокодилов и др. Орнамент может быть раскрашен несколькими цветами. Иногда в качестве украшений употребляют мелкие раковины, набор которых подвешивают к ручке, и разноцветные птичьи перья и листья. Открытый конец барабана может иметь форму раскрытой пасти крокодила или змеи, два выступа считаются их зубами. Различные части барабана имеют свои антропоморфные названия (слова, обозначающие голову, лицо, лоб, щеки и др.).

При изготовлении барабанов в разных регионах соблюдаются особые правила поведения и запреты:мастер уединяется или даже взбирается на дерево (той же породы),устраивается на ветвях или специальной платформе;женщины и дети не должны видеть процесс изготовления.

Барабаны –исключительно мужские инструменты. Основное их назначение –сопровождение обрядовых плясок и шествий, которые совершаются под хоровые песни. Музыканты сопровождающие пляски, бьют в барабаны большого размера, сидя на земле, пляшущие также бьют в барабаны меньшего размера, при этом «включают»их в танец, «играют»ими, поднимая над собою, опуская до земли или выбрасывая вперед и в стороны. Бьют в барабаны ладонями правой руки (в малый барабан –тремя средними пальцами),при этом двигается только кисть, слегка локоть, а плечо остается неподвижным. По ходу пляски участники ее наряду с оглушительными ударами в такт песне могут производить шелестящие звуки и легкую дробь. Для усиления звучания и придания особых тембров к мембране приклеиваются шарики воска (от особого вида пчел –не жалящих),набор которых восполняется по мере их отпадания. Во время плясок к барабанам подвешиваются сухие стручки растений или орехи, которые при движении производят дополнительные звуки. Для поддержания натяжения мембраны барабан время от времени подносят к огню.

Барабаны фигурируют в мифологии и в магической практике туземцев. Согласно мифам, распространенным на южном берегу Новой Гвинеи, первый барабан явился чудесным образом из тела убитой и обезглавленной жены мифического героя. В разных местах Новой Гвинеи указывают водоемы или пещеры, впадины под камнями, эхо которых считается ударами в невидимые барабаны духов умерших. Верят, что звуки барабанов способны предупредить о приближении к деревням болезней и остановить их. Отдельным барабанам приписывается сила лечебной и любовной магии. Утверждают, что искусные мастера могут ударами барабанов передать имя возлюбленной.

  1. 1-сторонние, цилиндрические барабаны с дном (или перегородкой внутри корпуса). Распространены на архипелагах Полинезии (Туамоту, Мангарева, острова Кука, Маркизские Гавайи, в прошлом –Тонга, Самоа). Наиболее известное их название –паху (pahu).

Барабан изготавливается из отрезка бревна кокосовой пальмы или хлебного дерева разной длины и, как правило, большого диаметра (от 20 до 60 см.). верхнее отверстие затягивается мембраной из шкуры акулы, натяжение которой регулируется посредством особой системы шнуров, которые протянуты к основанию (в разных регионах отмечены свои методы закрепления мембраны). Поверхность корпуса барабана, как правило, резная, преобладают вертикальные, по всему стволу, полосы и желобки, могут быть вырезаны также фигуры и знаки. Барабаны могут окрашиваться. Обычное положение барабана –вертикальное. Сверху внутренность барабана выскабливается примерно на 2/3 длины, снизу –либо частично, чтобы в середине ствола оставалась толстая перегородка, либо низ вовсе закрыт. Нижняя часть чаще всего переходит в систему резных стоек, которые также используются для протягивания и закрепления шнуров мембраны. Стойки имеют разные формы –зубцов, треугольников, арок, столбиков, стилизованных фигур и т.д. Барабаны небольшой высоты (до ¾м.) употреблялись при плясках:музыканты, сидя на земле, били по ним ладонями. Барабаны большого размера (до 2,5 м.) служили для особых ритуальных церемоний, при жертвоприношениях, инаугурациях вождей, при жреческих службах и т.п. Для некоторых особо торжественных случаев изготовлялись специальные барабаны. Согласно преданию, барабан получил от богов мифический предок.

 Барабаны. Часть 3: musicarsenal.ru/барабаны-часть-3 

"Музыкальный Арсенал" ©