пн-пт: 11:00-20:00
сб-вс: 11:00-18:00
8 Марта - 8 Марта

Барабаны. Часть 1.

Барабаны. Часть 1.

 

Барабаны. Часть 2: musicarsenal.ru/барабаны-часть-2 

 Люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. И сразу следующим по важности после зрения стоит слух. Ежедневно мы слышим десятки тысяч различных звуков. И один из самых часто повторяющихся - стук. Будь то колеса поезда по стыкам на рельсах, дятел в пригородной роще, строители забивающие сваи, или коллега по офису, отбивающий пальцами зажигательную самбу по крышке принтера во время печати - каждый день мы слышим звуки, которые мозг непроизвольно складывает в ритмы. Чем вызвано такое наше поведение? Попробуем в этом разобраться.

Сам ритм появился одновременно с рождением человека на нашей планете. Древние люди знали толк в целительном воздействии ритмов на физическое и душевное состояние. А в частности ритмов барабанных. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабляют, улучшают концентрацию. Просто универсальное «лекарство»в нашем техногенном мире, где так хочется отвлечься от однообразных дней, рутинной работы, стрессов... А ведь стоит лишь окунуться в экзотический мир африканских племен, индийских пиров и японских празднеств, где люди не забывают о творческой энергии, без устали звучащей в ритмической музыке нашего сердца. Они выражают эту музыку через этнические барабаны.

 

Барабан –термин тюркского происхождения, означающий ударный мембранофон. Термин известен с середины 14 в., в середине 17 в., мог обозначать и барабан, и бубен, и литавру. Классифицируется по размерам и форме корпуса:большой, малый;цилиндрический, конусообразный, в форме песочных часов (барабан изображен в росписях Топрак-кала, 3-6 вв. близ Хорезмы;современная индийская тимила, timila –типичный храмовый инструмент индийского штата Керала;вьетнамский фонг еу ко),с приталенным корпусом (персидский табир/табира, изображение которого есть на барельефах Таки-Бустана, 6 в.),бочонкообразный, вазообразный/кубкообразный (древнейший –неолитический барабан, найденный в Центральной Германии датируется около 3000 до н.э.),тыквенный (с округлым корпусом, например, африканский мпинтинтоа);по числу мембран:1-сторонний, 2-сторонний, по положению мембраны:горизонтальный, вертикальный;по отсутствию или наличию струн под мембраной:барабан со струнами;по наличию или отсутствию звенящих подвесок (например, у франц. ср.-век. большого цилиндрического барабана, известного под названием бедон, на перекладине над мембраной подвешивались крупные бубенчики;изображение подобного барабана есть на Румынском соборе);по способу звукоизвлечения:ударяемый и фрикционный;по количеству самих барабанов:составной барабан –несколько барабанов соединенными между собой корпусами (в странах дальневосточного региона –китайский таогу, японский фурицудзуми и др.),набор барабанов на общей круговой раме (например, бирмский патвайн). В своей классификации Э. М. фон Хорнбостель и К. Закс выделябт такую разновидность, как рамный барабан –с невысокой обечайкой но, как правило, 2-сторонний (то есть с двумя мембранами). Образцом подобного барабана может служить узб. дол/дул, использовавшийся некогда эмирской охраной (курбаши) при разводе караула и т.п., а также ночными сторожами. Бубен в этой классификации также рассматривается как 1-сторонний рамный барабан.

Корпус барабана (кадло) может изготавливаться из дерева, глины, металла, тыквы и т.п. Мембраны барабанов, как правило, имеют круглую форму, соответственно форме кадла, однако встречаются и барабаны многоугольной формы, например, небольшие 5-, 7- или 8-угольные иракские барабаны, называемые даммам и используемые в шиитских церемониях;6-угольные барабаны базука, коста и т.д. в Мозамбике. Барабаны обладают относительной звуковысотностью с более или менее выраженными тоновыми градациями.

До 16 в. В Древней Руси общим обозначением мембранофонов типа барабанов и литавр было слово «бубен». Термин «бубен»появился в 16 в. и утвердился в письменной литературе в 17 в.. В современном русском переводе Библии в некоторых случаях словом «бубен»передан др.-евр. инструмент тоф.

Наиболее раннее изображение барабана на территории Беларуссии –шахматная фигурка барабанщика с барабаном, висящим на ремне, и с палочкой в правой руке, найденная археологами при раскопках в г. Волковыске Гродненской области и датируемая 12 в..

Военный барабан изображен в буквице «червь»в «Книге Иисуса Сирахова»Франциска Скорины (16 в.).

Барабан также упоминается в белорусских народных (в том числе рекрутских) песнях, в русских пословицах и поговорках («зайца на барабан не выманишь», «иному гром не гром, а страшен барабан», «барабан дурак, на стену лезет», «отставной козы барабанщик»);встречался также в качестве личного собственного имени («Барабан Кухмистров. Чернобыльский мещанин», 1552).

2-сторонние военные барабаны изображались в гербах российских городов Ялуторовск (Тобольской губернии),Томск и Тобольск.

В Древнем Египте были известны названия барабанов –кемкем (егип. Kmkm –звукоподражательное),тебен (егип. Tbn). Самое раннее упоминание восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства),где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане.

Наиболее древними являются цилиндрические барабаны. Помимо многочисленных изображений музыкантов с барабанами на рельефах и росписях сохранилось несколько инструментов различной конструкции –из них 4 находятся в Египетском музее (Каир),2 других –в Лувре (Париж) и в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Самый ранний из дошедших образцов –военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) –был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см.;в гробнице также обнаружены остатки кожаной мембраны и шнуры, которые предохраняли корпус от рассыхания (витки шнура пропечатались на корпусе). Остальные барабаны Египетского музея датируются XVIII династией Нового царства (16 в. до н.э.). Подтверждением последней датировки служит орнаментальный узор в виде пальметт на петлях, через которые продевалась веревка для подвешивания барабана на шее исполнителя. Корпус одного барабана сделан из бронзы, что можно считать уникальным случаем. Размеры его совпадают с барабаном из Бени-Хасана, но он имеет явную бочонкообразную форму, наиболее распространенную.

Барабан из Лувра иной конструкции:радиографический анализ показал, что корпус его сделан из 24 досочек, плотно скрепленных вместе;2 красные мембраны были соединены сложной системой шнуров, регулирующих их натяжение.

Играли на барабанах одновременно всеми пальцами обеих рук или перебирая каждым отдельно в мелкой технике. Палочки не применялись. Инструмент имел религиозно-ритуальное назначение, был широко распространен и в повседневном быту (под его аккомпанемент совершали каждодневные работы). В ансамбле с трубами он являлся главным инструментом военной музыки (все, кто хотели играть в армейских ансамблях, должны были проходить испытательный срок).

В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.),говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч «длин»». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня –искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Однако обычно на барабанах играли только мужчины.

Судя по изображениям, исполнителями были главным образом нубийцы. Игра их отличалась, видимо, подчеркнутой экспрессией, заражая своей ритмикой танцоров, движения которых зримо отличались от исконно египетских танцев. Барабан как ансамблевый инструмент сопровождал ритуальные процессии и культовые танцы. Известны рельефы с изображением церемонии празднества Опет (праздник в честь перенесения священной ладьи бога Амона из храма в Карнаке в его «южный гарем»- Луксор) с музыкой, пением гимнов, сложными акробатическими танцами.

Бочонкообразный барабан был преемником прямоугольного бубна, превосходя его в динамике и тембровых оттенках. Иногда ритмические акценты подчеркивались введением в ансамбль деревянных идиофонов –соударяемых палок-брусков (например, рельеф с изображением торжественной процессии праздника Опет из храма Амона в Луксоре;сер. 14 в. до н.э. –время правления фараона Тутанхамона). Бочонкообразный барабан упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера. В обращении к небесной богине есть строки –«мы бьем в барабаны для тебя, владычица Дендера». В ритуальных церемониях в честь богини Исиды, как свидетельствуют рельефы и тексты храма Исиды на острове Филе (2 в. до н.э.),также наряду с другими инструментами использовался барабан. Вероятно, в функции барабанов применялись и глиняные сосуды.

Барабан кемкем изображен в храме царицы Хатшепсут, там же представлены и другие разновидности барабанов –малый бубен прямоугольной формы под названием хаа (ha),на котором играли женщины (распространен по всей долине Нила;есть точка зрения, что он имеет азиатское происхождение).

Существуют разночтения в дифференциации египетских инструментов, принадлежащих к типу барабанов. Помимо большого барабана, малый прямоугольной формы встречается и под названием дебдеб (dbdb). Под названием «кемкем»известен и вазообразный барабан (записывался иероглифом с детерминативом «ваза») типа дарбукки.

Бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Он известен во многих областях Африки. Подобный конусообразный барабан –кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви.

В Древней Персии был известен малый цилиндрический барабан думбалак (пехлеви),или дунбалак (фарси),с 17 в. называемый дунбал/данбал.

Барабан –один из самых распространенных музыкальных инструментов у народов Африки южнее Сахары (нередко именно барабан рассматривают как инструмент –символ Африки). Барабаны очень разнообразны по форме, материалу, размерам, функциям, способам исполнения. Они являются непременной частью любого ансамбля, а барабанный бой –обязательной составляющее жизни африканца.

Первое упоминание африканского барабана было зафиксировано в «Перипле»финикийского флотоводца Ганнона (6 в. до н.э.),который, по-видимому, доплыл до современного Камеруна. По его описанию, проплывая мимо острова (согласно мнению комментаторов текста, в заливе южнее реки Сенегал),«ночью мы видели много зажигавшихся огней и игру двух флейт слышали мы, и барабанов, кимвалов, тимпанов бряцание». Нередки упоминания о барабанах в записях ср.-век. арабских путешественников. Ибн Баттута (14 в.) пишет:«…Перед государем выходят певцы, в руках у них золотые и серебряные свистки…Когда он усядется, бьют барабаны, играют рога и трубы. На площади, где проходила аудиенция, сидели военачальники, а перед каждым –его воины с копьями и луками, барабанами и рожками (а рожки сделаны из слоновых бивней) и с музыкальными инструментами, сделанными из тростника и тыкв:по ним бьют палочками и звук их удивителен». В книгах первых европейцев, писавших об Африке (О. Даппера, А. Лопиша идр.) есть и описания, и рисунки торжественных выходов правителей, где непременно присутствуют и барабаны.

Изображения барабанов сохранились на бронзовых пластинах-барельефах, которые украшали стены дворца верховного правителя Бенина (современная Нигерия);перед барабаном сидит один из правителей государства Куба (в современном Демократическом Конго –Заире) –так он изображен на резной деревянной скульптуре ндоп, в которой, как полагали народы куба, жила душа умершего правителя.

Хотя барабаны распространены по всему континенту, наибольшая концентрация различных их видов и форм отмечается в Западной и Центральной Африке. В страны Межозерья и Южную Африку они попали, как полагают многие исследователи, довольно поздно –в 18-19 вв.

По классификации Б. Содерберга, африканские барабаны можно разделить на 3 типа:звучащие от ударов, от трения, посредством резонанса. Первый тип объединяет большую группу разнообразных барабанов –с двумя или одной мембраной;в форме цилиндра, полусферы, песочных часов, усеченного конуса;гладких или украшенных орнаментами, резьбой, в форме отдельных фигур или целых композиций;звучащих от ударения пальцами, ладонями или особыми палочками, а то и ногами для создания контр-ритма;строгие и простые или обвешанные колокольчиками, бубенчиками, либо наполненные камешками, ракушками, сухими семенами, мелкими монетами.

Односторонние барабаны (то есть с одной мембраной) могут иметь корпус в форме цилиндра, конуса, чаши весов или песочных часов.

В Центральной Африке большее распространение получили барабаны с цилиндрическим или длинным коническим корпусом. У каждого народа есть свое название для такого типа, но наиболее часто встречающееся и ставшее типичным для всей бантуязычной Африки и распространенное впоследствии и на другие типы барабанов –нгома (ngoma). Обычно они имеют длину 1 м. и диаметр около 40 см. Их раскрашивают или украшают резьбой. Такие барабаны носят на перевязи через плечо. Именно их впервые описал в Конго Лопиш в 1598;сохранились и европейские гравюры 17-18 вв., изображающие оркестры с подобными барабанами, знаменующими торжественный выход правителя. Иногда такие барабаны делали на ножках-опорах (у народов теке, в Уганде, Либерии, Камеруне, Судане) или в форме рюмки (в районах среднего течения Конго и реки Касаи). Встречаются и цилиндрические барабаны в раме, или сколоченные из 4 дощечек высотой 54 и шириной 34 см., они, как полагают, появились не так давно, с запада распространились до Уганды, попали и на север, в Западную Африку.

Наиболее интересны барабаны в форме головы человека или представляющие собой целую скульптурную композицию. Барабан, хранящийся в Музее музыкальных инструментов Королевской консерватории в Брюсселе, сделан из резного цельного куска дерева и представляет собой слона, держащего на спине две колонны, на капителе которых покоится собственно барабан в форме конического ствола, отверстие которого закрыто мембраной, прибитой маленькими железными гвоздями. Боковые пластины оправы колонн –в форме двух змей, обвивших друг друга. Всю картину венчает нечто вроде балдахина, заканчивающегося орнаментом из стилизованных наконечников копий. В центре –фигура мужчины с ожерельем-лентой, орнаментированной полукружиями, в правой руке он держит круглый пузатый флакон, в левой –некий «трудно определимый предмет». Под квадратом, на котором стоит эта фигурка, находится черепаха с опущенной головой и вытянутыми ногами. Змеи, слон, черепаха, наконечники копий, ожерелье-лента –это символы могущества, долголетия, власти, удачливости.

Другой тип барабанов этой же группы –с мембраной, натянутой посредством системы ремней, перетягивающих сеткой весь корпус снизу доверху. Сеть одновременно имитирует паутину и паука –символ власти –охватывающего весь видимый мир своими путами, исходящими из самого его существа. Встречаются длинные цилиндрические барабаны до 1,5 м. длинной и диаметром 24 см. (и «детские»- из обрезанных плодов баобаба или кокоса) диаметром около 11 см. и высотой до 38 см. Нередко барабаны такого типа используются парами:большой («мать») и маленький («дитя»). Центром средоточения их является западная часть бассейна реки Конго. Отсюда они были заимствованы народами Межозерья:например, энгалаби (engalabi) у народов баганда –с продолговатым цилиндрическим корпусом, по мембране которого бьют ладонями обеих рук.

Не менее разнообразны 2-сторонние барабаны. Средоточие их –тоже Центральная Африка, где преобладают длинные (от 1 до 5 м. при диаметре 20-30 см.) конические барабаны, для которых в литературе установилось общее название «ндингу», и более короткие 70-120 см. с диаметром 12-17 см. –тутила (tutila) (при сохранении множества местных названий, не только этнических, но и связанных с формой и назначением барабанов). Они выдалбливаются особым длинным обоюдоострым ножом, мембраны их делают из кожи антилопы, натягивают их веревками из волокон пальмы-рафии или ротана и закрепляют вокруг отверстия на колышках. Их окрашивают параллельными полосами;иногда делают в форме крокодила или вырезают по поверхности корпуса рельефы крокодила, птицы или человека, обвешивают колокольчиками. Такие высокие барабаны зажимают между ног и играют руками (лишь изредка –палочками). Часто они используются парами («мать»и «дитя»).

Цилиндрические барабаны в этом регионе более короткие (36-60 см., с диаметром, приблизительно равным длине). Мембрана крепится с помощью медных заклепок и еще укрепляется ремнями из кожи или витыми веревками по всему корпусу в виде редкой сети или зигзагообразно. Это переносной барабан со специальной ременной петлей, протянутой сверху вниз;носят его боком. Для других частей Африки характерны барабаны меньшего размера. У хауса, например, существуют калангу –легкие инструменты, без которых нельзя вообразить себе странствующего сказителя или проведение сельских работ, требующих постоянного ритма.

У народов хауса есть также открытые барабаны в форме песочных часов –котсо, ганган ян кама. У народов моси и гурманче распространены подобные же барабаны, называемые лунга (lunga) и агангане (agangane). Они невелики по размеру, их носят подмышкой, локтем нажимают на ремешки, стягивающие мембраны, меняя их натяжение.

У хауса популярны и 2-сторонние барабаны в форме песочных часов. Это используемый гриотами парный барабан караман калангу:один –длиной около 35 см., его исполнитель держит подмышкой, другой –длиной около 10 см. привязывает к ноге;играет изогнутыми палочками. Среди подобных барабанов выделяется джаудже –барабан правителя, длиной свыше 40 см.;его использовали во время битв, а в мирное время –только для сопровождения военных песен;как сам барабан, так и исполнитель на нем являлись принадлежностью двора.

Несколько типов барабанов с двумя мембранами существует и у народов Уганды, хотя в Межозерье они появились сравнительно недавно:эмбуту и омубала (emdutu;omubala) у баганда;атенус (atenus),идетете (idetete),этида (etida) и эмидори (emidori) у тесо. Они различаются размерами от полутораметрового атенуса до 50-сантиметровых идетете и эмидори.

У народов Того подобные барабаны различаются и функционально –небольшие донга (donga) народы кабье держат подмышкой и ударяют изогнутыми палочками;гриоты –сказители носят продолговатые кулум (kulum);у котоколи каму (kamu) похожи на европейские барабаны;на побережье распространены кпети (kpeti) –широкие, крупных размеров барабаны.

В Замбии есть барабаны и вазообразные, и цилиндрические, и круглые, и конические, и в форме песочных часов. Выделяются самые маленькие кисунгу (kisungu) и самые большие лиома (lioma) –барабаны власти.

Во многих районах Африки к обычным мембранам добавляют так называемые поющие мембраны –тоненькие кусочки кожи или ткани внутренних органов животных, отзывающиеся вибрацией на звучание более плотных ударяемых мембран.

В Центральной Африке (Конго, Замбия, Ангола и др.) существует и редко встречающийся в других регионах континента (лишь местами в Южной Африке и единичные экземпляры –в Того) особый тип барабанов, звук на которых производится трением.

Барабаны играют огромную роль в социальной и религиозной жизни традиционного африканского общества. Ради них люди даже готовы войти в конфликт со сверхъестественными существами. Так, сказки баконго повествуют о таком конфликте с Нзамби (божеством –создателем мира) и трясогузок –олицетворении деревенской общины. Барабаны –знаковые символы народной мудрости, как таковые присутствуют в поговорках и загадках. В Заире и бассейне реки Конго говорят:«Чужой барабан не дает долгого танца»или «Только всеми пальцами сыграешь на барабане»(то есть в единстве –сила). Здесь же можно услышать загадку:«Собирались трое;барабан четвертый»(отгадка –очаг с тремя камнями и горшок с едой на нем –символ неразрывности этих элементов). Барабан обязателен и в хозяйственной жизни, и при дворах правителей, и в обрядах жизненного цикла (от инициаций до погребения),и в знахарских обрядах исцеления;он участвует в судебных испытаниях «божьим судом», звучит при объявлении войны и во время битвы;его ритмы обязательны в танцах;его музыка служит аккомпанементом сказителям по всей Африке.

Так, барабаны отбивают ритм при работах, требующих коллективных усилий и слаженного труда –расчистке джунглей и саванны под новые плантации, рубке больших деревьев, изготовлении больших лодок-долбленок, строительстве дорог и общественных сооружений и т. п.

Самые значительные функции барабанов –сакральная и ритуальная, связанная с властью вождя или верховного правителя, тайными обществами, миром духов. Так называемые королевские барабаны наделялись особой силой:они не только являлись символами власти, но и сами обладали некими священными свойствами. Изготовление их сопровождалось тайными ритуалами, очистительными обрядами. Нередко они и хранились в особых помещениях, где постоянно горел «священный»огонь. Выносили их только в торжественных случаях.

В Руанде небольшие барабаны –непременный атрибут сложного комплекса предметов, символизирующих вместилище души умершего правителя. В знак покорности потерпевший поражение вождь отсылал победителю свои барабаны (как это сделал в 16 в. правитель Каконго, признавший свой вассалитет перед Конго).

Известный французский исследователь А. Лот писал о тоболе –барабане, символизирующим вождя у туарегов:«Он является олицетворением власти у туарегов, и иногда самого аменокала (титул вождя племенного союза) называют тоболом, как и все племена, находящиеся под его покровительством. Проткнуть тобол –самое страшное оскорбление, какое только можно нанести вождю, а если противник сумеет выкрасть его, то престижу аменокала будет нанесен непоправимый ущерб.

В Баганде (древнее государство на территории современной Уганды) выделялись самый большой «королевский»барабан муджагузо (mudjaguso –«барабан ликования») и не менее крупный омубала (omubala –«счетный»барабан),по которому бьют тяжелыми палками, перечисляя все кланы баганда. 

Барабаны. Часть 2: musicarsenal.ru/барабаны-часть-2 

"Музыкальный Арсенал" ©